Жило-было когда-то на наших (на их) землях племя Водь. Высокие красивые голубоглазые блондины. Верило в своих лесных богов и занималось охотой и рыбалкой от Финского залива до Чудского озера. Потом пришли православные русские и нарекли их сокращённо Водь, а не длинным самоназванием. Крестили, как и Ижор и стали они православной веры в отличие от лютеран-ингерманландцев. Сейчас под этот термин подогнали всех, кого Пушкин презрительно и незаслуженно назвал чухонцами. «Приют убогого чухонца….» Только разница в том, что те были пришлые со шведских земель, а эти свои – коренные. ............................................................. А вот духи леса никуда не делись и периодически напоминают случайно забредшим в дебри и непочтительно забывшим о них. Наступило время ноябрьских праздников. Не того «выкидыша», которого скороспело придумали и пытаются «праздновать» 4 числа, а тех, выстраданных 7-го и 8-го ноября, как бы к ним не относились. Тогда, в советское время, я ждал этих трёх-четырёх дней, зная о возможности сходить с ночёвкой в лес, отдохнуть душевно. Вот и сейчас решил возобновить традиции, поехать в свои любимые озёрные края Кингисеппского района. Раньше туда ходил «подкидыш» из Калищ, а теперь приходится пользоваться автостопом. Быстро сменив восемь машин, я уже через два часа был у Бабинского озера. Но прежде остановился в селе Монастырки на реке Систе. Друзей, к сожалению, не застал, но зато посмотрел самодельный музей этнографии этих народов. Тут тебе и кухонная утварь, и снасти с санями-телегами. Развалины крупно-каменных стен напоминают с древних строениях. Внизу, среди громадных стволов борщевика, порожисто шумит речка Систа. На кладбище когда-то стоял необычный каменный крест. А вот потом я понял, что этим диковатым местам, оставшимся в моей памяти, уже приходит конец. Огромная трасса хайвэя, тянущаяся от Усть-Лужского порта и мощнейшие ЛЭП, безнадёжно разрезали леса. Плюс отличные для езды развязки да два полотна железной дороги. Пока это всё не запущено, но какая суета и доступность будет потом!? Многодневную облачность, дававшую необычное тепло, сменило на короткое время солнце. Высокоствольный лес приукрасился голубой накидкой на свою смолисто-красноватую стать. Даже отмершие великаны сосны как-то по-особенному раскинули безбрежные лапы сучьев. Деревни Савикино и Бабино уже ничего интересного не представляют. Сплошные новоделы-особняки. К воде индивидуальные спуски и просто так вдоль берега не пройти – заросло. С трудом нашёл один заколоченный дом под дранкой. Вся территория вокруг озёр – сейчас попадает под статус заказника «Котельский». У Бабинского озера оборудованы хорошие места для пикников и рыбалки. Со столиками, обложенными кострищами. Но быдло, оно всегда быдло. Богатое оно или бедное. Горы мусора лежат у каждого такого «заезда». А ведь чего проще – довезти мешок с банками и бутылками до бака у трассы! Но о негативе хочется не думать. Идёшь по деревне – яблоками пахнет, по берегу – прелым осенним листом, а в лесу – хвоёй. Сколько не спрашивал у местных про лодки долблёнки, никто не видел и не знает. Да и местных тут теперь, наверное, не найдёшь. А ведь ещё в 70-х годах я видел, как смело переплывали потомки води озеро на этих «кори». И равновесие держали без всякого балансира, кроме весла. Грибов тогда было – тьма! И все белые. Въезд в деревню Бабино закрыт. Познакомился с дедом-смотрителем. Порасспрашивал на предмет обхода Бабинского озера с юга и прохода на Судачье. Да только он не знает, а озеро, говорит, через болото не обойти. Ушла в пролом году пара, да так и не вернулась. Может, и выбрались где, а может, и нет. В деревне Бабино не оказалось не только замеченных жителей, но и света. Линий-то нет! Мои надежды подзарядить телефон не оправдались. На последнем мысу в южной части восточного берега поднял глухаря. Он бесстрашно сделал круг почёта надо мной и только тогда скрылся в старых сосняках. Тропы дальше нет. По карте – сплошные впадающие ручьи и болота. Посидел немного на берегу, но ветер зябкий, надо быстрее в лес. Только скучно идти назад той же дорогой. И вот, у одной из развилок, остановился. Одна тропа в деревню, а другая, в заманчивые и таинственные дебри бескрайних лесов. Разум подсказывает – иди домой, скоро навигатор сядет. Скоро стемнеет. Но что-то манит туда, где ещё не был – в никуда. И я пошёл! Показалось, что Мэттсэмя – дух леса, зловеще улыбнулась в лесу. Взлетают невидимые глухари. Дорожка, то того заманчиво идущая через редкие лужки среди раменей, превратилась в тропу. Но ещё хорошую для того, чтобы жертва не передумала вернуться назад. Вот и первая преграда – ручей затопленный бобрами. И тут же очень удобная переправа по распиленной вдоль ели. - Ну, раз так заботятся о тропе, то и дальше пойду, - подумал я, решив не возвращаться. Последний раз, при красном значке батареи, смартфон выдал местоположение и сдох. Казалось бы, генеральное направление известно, с расчётом выхода на деревню Тарайку и можно «пилить» дальше. Есть собой и карта. Да только э

Теги других блогов: история Племя Водь духи леса